Поставьте нам палатку, и мы готовы летать

Член совета директоров компании «Wizz Air Украина» Наталия Казмер о том, как можно зарабатывать на авиаперевозках.

Выходя на украинский рынок, руководство «Wizz Air Украина» собиралось как минимум совершить революцию, как максимум — через два года стать одним из крупнейших авиаперевозчиков в стране. Однако существующие реалии внесли коррективы в планы бюджетной авиакомпании. Пришлось отказаться от некоторых первоначальных замыслов, свернуть часть внутренних рейсов, а вместо заявленных в 2009 году пяти самолетов под вопросом оказалось появление даже третьего. Что еще изменилось в планах и стратегии руководства «Wizz Air Украина»? Разочаровал ли ее украинский рынок? На эти и другие вопросы отвечает член совета директоров «Wizz Air Украина» Наталия Казмер.

Wizz Air нелегко было выйти на украинский рынок авиаперевозок, на это понадобилось несколько лет. Как вы теперь его оцениваете?

Могу сказать, что в любом случае мы рады тому, что сделали. Многие европейские авиакомпании заявляли о желании выйти на украинский рынок, а нам это удалось. Что касается специфики рынка, то она, конечно, ощутимо отличается от существующей в странах Евросоюза. Прежде всего нелегко наладить работу с руководством аэропортов на взаимовыгодных условиях. Нет понимания того, что мы делаем общий бизнес, и развитие авиакомпании в любом случае способствует развитию аэропорта.

В планы компании на 2009 год входила покупка третьего самолета, сейчас она под вопросом. Эти коррективы вносит кризис или украинские реалии?

Мы всегда считали и считаем, что увеличивать мощности нужно по мере развития рынка. Украинская экономика является частью мировой экономики, поэтому ей не избежать рецессии, влияние которой в Украине чувствуется достаточно сильно. Но рецессия — это только один, хоть и довольно существенный, фактор, замедляющий развитие. Есть и другие, такие как стоимость топлива в Украине, состояние аэропортов и т. д. Стоит также отметить, что расширение сети маршрутов за пределы страны является предметом двусторонних соглашений между соответствующими государственными органами. Все эти факторы обусловили внесение изменений в наши планы.

Изначально вы позиционировали себя в большей степени как внутреннего перевозчика. Почему отказались от этих планов и теперь собираетесь расширять только сеть международных перелетов?

Этого никогда не было. Мы уверены, что существуют перспективы развития внутреннего украинского рынка, и нам отведена своя роль в этом развитии. Но мы не являемся в основном внутренней авиакомпанией, исходя из типа самолета и нашей бизнес-модели. Airbus А320 — это большой самолет, и в качестве такси мы работать не можем. Нам нужны такие рынки, и внутри страны тоже, которые обеспечивали бы нам большие объемы, поэтому летать мы можем только в крупные региональные центры — Львов, Симферополь, Донецк, Днепропетровск. В одни города у нас есть возможность летать, в другие нет — по разным причинам. Поэтому я не думаю, что в этом году в сети наших внутренних перевозок произойдут большие изменения. Зато международные направления мы намерены расширять и уже получили разрешение от украинских авиавластей на маршрут Симферополь — Москва, сейчас работаем с российскими властями. Очень хотим летом приступить к полетам из Киева в Брюссель (аэропорт Шарлеруа, Бельгия) и Эйндховен (Голландия). Мы рассматриваем также Италию — это аэропорт Бергамо, находящийся рядом с Миланом, и один из двух аэропортов Рима.

Лоу-косты меньше всего пострадали от кризиса и по итогам прошлого года демонстрировали рост пассажиропотока. На какие результаты вы рассчитываете в 2009 году?

Группа Wizz Air продемонстрировала рост на уровне до 40% по сравнению с 2007 годом и перевезла 5,9 млн. пассажиров. Это объем всего украинского авиационного рынка. Надеемся на подобный рост и в нынешнем году. Есть куда расти и в Украине. Очень хочется наладить партнерские отношения с руководством аэропортов, с регионами, донести до них, что это наш общий бизнес. Мы привозим людей, а значит, деньги — это же возможность для всех заработать, и этим грех не воспользоваться, тем более в нынешнем экономическом положении. Пора опуститься на землю и понять, что Украина находится на планете Земля, рядом с Европой, и это можно и нужно использовать.

Вопрос базового аэропорта в Украине для компании так и не решен? Как вы относитесь к предложению использовать в этом качестве аэропорт Жуляны?

Вопрос с базовым аэропортом остается открытым. Мы не знаем, что нас ждет в Борисполе — там постоянные проблемы со слотами, с терминалами. С аэропортом Жуляны тоже непросто. Непонятно, какова перспектива этого аэропорта. С одной стороны, говорят о нецелесообразности его развития, и прежде всего потому, что он находится в центре города. Одно дело, когда взлетают один-два небольших самолета, а другое, если с 6 утра начинают летать аэробусы. К тому же терминал аэропорта может реально обслужить 150 пассажиров, а у нас их в самолете 180, и один самолет вылетает в 5.50, а второй в 6.00. То есть разместить всех пассажиров просто нереально. Еще неясно, какие у них будут сборы. Жуляны — это не Париж и даже не «Борисполь», другая инфраструктура, поэтому и сборы должны быть наполовину меньше. Но мы ведем переговоры, хотим, чтобы аэропортовые сборы были хотя бы сопоставимыми со сборами аэропортов такого уровня. Не столичных, разумеется, а региональных.

Копанию «Wizz Air Украина» иногда обвиняют в том, что, позиционируя себя как бюджетная компания, она тем не менее не следует одному из основных принципов этой модели — летает не в региональные аэропорты, а в столичные.

Мы летаем в столичные аэропорты только там, где нет альтернативы. Такая ситуация, например, в Будапештe, Варшаве и Софии. Когда я посещаю региональные аэропорты в Украине, меня удивляет, что, демонстрируя реконструкцию аэропорта, руководство первым делом показывает вип-зал. А зачем? Да поставьте палатку и дайте возможность летать. Например, в аэропорту Бове рядом с Парижем уже шесть лет стоит палатка. Летом она охлаждается, зимой обогревается, там есть кофейни и небольшие магазинчики. То есть пассажирам есть чем заняться, пока они ожидают. Да пусть ставят палатки, автоматы с кофе и водой, ведь для людей по большому счету главное быстрее пройти к самолету и улететь.

То есть авиакомпания реально может помочь развитию аэропорта, не вкладывая в это собственные средства?

Приведу пример регионального польского аэропорта Катовице. Компания Wizz Air начала летать из Катовиц в 2004 году, тогда это был маленький аэропорт с пассажиропотоком 250 тыс. человек в год. На сегодня Катовице принимает более 2 млн. пассажиров. То есть в месяц этот аэропорт обслуживает столько пассажиров, сколько раньше обслуживал за год. Какой из украинских региональных аэропортов может похвастаться такой динамикой развития? Благодаря увеличению пассажиропотока любой аэропорт получает необходимые для развития инвестиции. За четыре года аэропорт в Катовице значительно расстроился, появились новые места для самолетов, и сейчас он представляет собой современный комплекс с массой кафе, ресторанчиков, магазинчиков, которые тоже приносят аэропорту немалые доходы. Катовице уже связан со всеми главными городами Европы. Только наша авиакомпания летает оттуда по 26 направлениям. И хотя этот аэропорт для Wizz Air является базовым, в нем нет нашей монополии, из Катовиц летают другие бюджетные авиакомпании, например, Ryanair, Germanwings, традиционные (Lufthansa, LOT), чартерные компании.

Возможно, ситуация изменилась бы с приходом частных собственников. Вам приходилось работать с аэропортами разной формы собственности, с какими из них сотрудничать эффективнее?

Безусловно, с частными. Реальные собственники нацелены на результат, они быстрее принимают решения. Я уверена, что ситуация изменится к лучшему и в Украине после приватизации аэропортов. Взлетные полосы, функции надзора и контроля должны оставаться за государством, а сам терминал, здание аэропорта нужно отдать в частные руки. Все только выиграли бы от этого, в том числе и государство. Это нормальная практика, так происходит во всем мире.

Каковы, по-вашему, перспективы развития украинского рынка? Какие изменения могут произойти на нем в нынешнем году?

2009 год будет трудным. С одной стороны, экономика переживает глубокую рецессию, и финансирование развития инфраструктуры аэропортов также будет усложнено, но оно обязательно. С другой стороны, уже начался процесс превращения украинского авиационного рынка в рынок конкурентный, а существование конкуренции будет его стимулировать. Этот процесс не остановить, но его темпы сложно спрогнозировать.

Наталии Казмер 35 лет. С апреля по октябрь 2008 года — генеральный директор авиакомпании «Визз Эйр Украина». На сегодняшний день — член совета директоров «Визз Эйр Украина». В 2003 году выступила одним из основателей группы Wizz Air. Создала и по сегодняшний день возглавляет департамент корпоративных коммуникаций и связей с общественностью группы Wizz Air. До этого работала в авиакомпании Malev.

  • cubv

    Ну по крайней мере Мемминген отменили до ремонта. Тревизо и Дортмунд только оставались.

  • tet

    ремонт? т.е. после его завершения (когда???) рейсы восстановят?

  • Mvy

    Во Львове ремонт в аэропорту.

  • tet

    Скажите пожалуйста, а почему отменили все рейсы во Львов? Это уже навсегда или временное явление?

  • Бамбр

    Konstantin, а что вас удивляет? Или вы (ваш знакомый) перед покупкой билета не читали правила перевозок? Там было все описано. На разных языках.

  • Konstantin

    Дёшево-да…. И это единственное преимущество компании.
    В случае каких либо осложнений — клиенту надо несколько недель чтобы получить свои деньги назад. У знакомого это заняло 5 недель. Причём осложнения были по вине компании. Компания коорая не гарантирует времени и аэропорта вылета? И это тоже ВиззАир…
    Летаю из Германии в Украину. Предпочитаю лететь в Люфтганзой за 130-200 евро в Киев (да, представьте, есть и такие цены на рейсы у Любтханзы) которая гарантирует соблюдение своих обязанностей и прав клиента, чем с компанией, которая не обеспечивает соблюдения всего вышеописанного.

  • alex

    Господа, что вообще слышно насчет Донецка? Рейсы из Киева до Донецка идут по цене крыш. Я бы с удовольствием летал по вашим ценам,а поценам Колесникова летают только миллионеры, коммандировочные или дураки.

  • Донецкий

    Когда вы начнёте летать на Донецк? Паламарчук с Колесниковым дерут несуестветные цены, за такие деньги в Европе уже никто не летает.
    Блин, когда же приватизируют донецкий аэропорт и вырвут его из рук жлобского Донбассаэро и Люфтганзы, договорившейся с Колесниковым и дерущей по 500-700 евро за полёт в Европу?
    Долой монополистов!

  • cubv

    Тут же чётко написано: «Стоит также отметить, что расширение сети маршрутов за пределы страны является предметом двусторонних соглашений между соответствующими государственными органами.» Будете спрашивать у этих органов про Прагу — передайте привет от меня тоже.

  • Dr. QS

    спросите плс, когда будет Киев-Прага?